Печать

Феномен «Кобринских сыров»

Branding Strategies

ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный завод» стало лауреатом премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества 2012 года. Всегда только лучшее — это, пожалуй, любимое выражение директора Николая МИСЮКА, и оно не зря стало слоганом предприятия, потому что здесь производят качественные натуральные продукты. При этом у завода самые высокие цены на сыры и самая высокая рентабельность в республике.

— Николай Степанович, как на заводе восприняли новость о присуждении премии Правительства?

— Такая оценка нашего труда не стала неожиданностью, потому что это результат не одного года целенаправленной работы всего коллектива. Мы не гонимся за прибылью любой ценой, не увлекаемся применением различных добавок, увеличивающих сроки годности продуктов, как удобно торговле. Ведь чем длиннее срок, тем лучше продается. Но, к сожалению, здоровья такие продукты не добавляют. Мы идем по другому пути, и я думаю, что наша стратегия правильная, выверенная, она дает и будет давать свои положительные результаты.

Николай МИСЮК, директор ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный завод»

Николай МИСЮК, директор ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный завод»

— Как у вас получается, что и продукты натуральные, и экономика хорошая?

— Самый благоприятный фактор — качество продукта. Немаловажны, конечно, цена и политика реализации. Мы не позволяем своим партнерам конкурировать друг с другом нашей продукцией. С теми покупателями, кто не выдерживает ценовой фактор и пробует демпинговать, мы прекращаем отношения. Кого-то не устраивают наши требования, но в основном, подстраиваются. С деловыми партнерами мы ведем гибкую политику, стараемся выдержать паритет соотношения спроса и предложения на рынке. На индикативные цены мы никогда не ориентировались, у нас они выше.

Скажу большее, кто считает деньги, у того они всегда есть. Не надо плакаться на ситуацию, на жизнь, на экономический кризис. Всегда есть выход из положения, можно считать-подсчитывать и выбирать, что выгоднее для производства, экономики, какой продукт предлагать рынку, в каком направлении двигаться.

«Цельномолочка» была убыточной до той поры, пока действовали предельные отпускные цены, регулируемые Минэкономики. На сегодняшний день, я думаю, что ни у кого из белорусских производителей убыточной молочной продукции не должно быть. Отмечу, что даже в тяжелые времена мы работали стабильно. Чтобы добиться безубыточной работы, нужен системный подход, начиная от производства и заканчивая реализацией.

— За подходы к производству сыра ваш завод ставят в пример. Чем особенно гордитесь и будете ли наращивать сырные мощности?

— Мы отработали технологию и освоили производство твердых сыров с длительным сроком созревания. Сыры «Пармский» и «ПармиГрано» получили высокую оценку профессиональных экспертов из Германии, Австрии и Голландии. Пока выпуск этих сыров задуман как имиджевый ход для того, чтобы показать свой профессиональный рост, доказать себе, что можем производить этот продукт и тем самым опровергнуть утверждение, что в Беларуси нельзя сделать хороший элитный сыр. Продукт будет востребован и составит достойную конкуренцию европейским сырам. Пробные партии уже ушли на российский рынок.

Сейчас проектируется сыродельный цех мощностью 30 тонн в сутки, с перспективой увеличения до 45 тонн. Запуск нового производства планируется к началу 2015 года. Стоимость проекта вместе со строительно- монтажными работами и оборудованием составит до 300 млрд рублей. Потенциальными рынками поставки сыра рассматриваем пока Россию, Казахстан, Туркменистан, Молдову. Считаем, что нужно удерживать занятые позиции.

— Многие хотят произвести такой сыр, как в Кобрине. В чем же феномен «Кобринских сыров»?

— Всегда говорю, что не бывает мелких вопросов, из них всегда возникают большие проблемы. Даже мелочам нужно уделять внимание. У нас особый подход к контролю качества. Лаборатория проводит тщательный входной контроль как сырья и вспомогательных компонентов, так и готовой продукции, кроме этого ведется производственный контроль по критическим точкам. Не скажу, что у нас «драконовские» законы, но работники знают, что за нарушения будут наказаны. Но также они знают, что за достижения будут поощрены. Люди настроены работать эффективно, ответственно и профессионально, и по-другому быть не может.

У Кобринского масло­ сырзавода рентабель­ность продаж в 2012 году составила 16,5 %. Это са­мый высокий результат в молочной отрасли республики.

У ИСТОКОВ СЫРЬЕВЫХ ПОТОКОВ

До 80 % поступающего молока идет на производство сыров. Компактная сырьевая зона, образованная хозяйствами Кобринского района, позволяет легко вести мониторинг качества и обеспечивать себя молоком, пригодным для производства сыра. Удельный вес молока «экстра» и высшего сорта в общем объеме составляет 80 %. Многие заботы 69 молочно-товарных ферм района взял на себя завод: мобильный отряд ежемесячно осуществляет технический контроль и обслуживание оборудования. На эти цели ежегодно направляется 2–3 млрд рублей. Авансирование хозяйств решает проблему постоянного наличия полноценных комбикормов для дойных коров, полного обеспечения моющими, дезинфицирующими средствами. Последние два года интенсивно идет процесс реконструкции ферм. В каждом хозяйстве уже либо построена новая ферма, либо проведена ее модернизация. Созданы также условия для увеличения товарности молока. Производство сухих заменителей в эквиваленте 7 тыс. тонн жидкого молока позволяет наращивать объемы поступления сырья до 10 %.

ОАО «Кобринский МСЗ» получил золотые медали 20­й Международной выставки «Продэкспо­2013». Сыры «Парм­ский Gold» и «Никольский» отмечены высшей наградой в номинации «Лучший продукт­2013».

ЗНАКОВОСТЬ «ЧЕРНОГО ПРИНЦА» И ДРУГИЕ СЫРНЫЕ ТАЙНЫ

В Кобрине производят сыр «Черный принц» и «Черный граф». У «Черного принца» отличительный нежный приятный вкус с ароматом топленого молока, его хорошо знают и в Беларуси, и в России. Этот сыр был разработан в 2010 году. Завоевав популярность, в 2012-м он обогнал своих сырных собратьев, заняв в общем объеме реализации около 40 %. Стоит отметить, что половина ассортимента сыров — собственные разработки предприятия. Первыми в Беларуси технологи завода освоили выпуск сыра европейского вкуса «Эльтермани», который до сих пор претендует на визитную карточку «Кобринских сыров». Если для традиционных сыров характерна кислинка, то этот сыр имеет сладковатый ранний сливочный вкус. Вообще, надо сказать, что кобринские сыры отличаются чистотой вкуса, у них нет посторонних привкусов, что говорит о трепетном отношении сыроделов к производству продукта и своих секретах, передаваемых опытными мастерами новичкам. Кобринские сыроделы всегда в курсе мировых тенденций. Частые гости на предприятии — иностранные коллеги. Кобринские сыроделы добились успехов в производстве твердых сыров. Кроме того, что «Пармский» и «ПармиГрана» отличаются насыщенным сырным пряно-сладковатым вкусом и плотной, слегка ломкой консистенцией, эти сыры выпущены в полиацетатном покрытии. Большая этикетка, покрывающая головку сыра, дает возможность при разрезе видеть название на каждом кусочке. На протяжении года специалисты наблюдали за сыром, созревающим в полимерной пленке и полиацетатном покрытии. Дегустировали, исследовали и сделали однозначный вывод, что сыр в полиацетатном покрытии имеет более выраженный, насыщенный вкус.